Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Наш опрос

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2010 » Июнь » 26 » Самолет капитана Алексея Фадеева
22:57
Самолет капитана Алексея Фадеева

   Под Михайловском найдены фрагменты рухнувшего в 1943 году самолета Удивительная история восстановления исторической справедливости. В октябре 1943 года под Михайловском (это к юго-западу от Екатеринбург) упал самолет, который перегоняли по программе лендлиза из Америки через Москву на фронт.

    Местные жители знали, что где-то в лесу до сих пор есть обломки разбившейся машины и, возможно, могилы погибших летчиков. Но только спустя почти 70 лет уральский путешественник Владимир Рыкшин решил снарядить экспедицию к месту катастрофы. С ним отправились и дети погибшего командира самолета — Александра Фадеева, и наша съемочная группа. Тогда ни корреспондент Радик Залилов, ни оператор Константин Ялымов не знали, что поход затянется почти на двое суток, зато принесет результат, превзошедший все ожидания. "На сарае стоим, самолеты прямо летят. Сосчитали девять. Пролетели, мы стоим, смотрим, куда они? Смотрим, возвращаются, а девятого нет", - рассказывает жительница Михайловска.

    То, что она видела своими глазами в далеком 1943-м, Татьяна Андреевна отчетливо помнит до сих пор. Теперь делится воспоминаниями с уральскими поисковиками. Она жила в небольшом поселке лесорубов Ястребок, что в 20 километрах от города Михайловск. Через сутки после аварии туда вышел радист разбившегося самолета. Его тут же отвезли в Свердловск, а местные жители отправились к месту крушения. Обнаруженные на месте падения тела пилота и штурмана захоронили неподалеку. Вывезти их на лошадях из глухого леса было невозможно. Все это время имена погибших для местных жителей оставались неизвестными. Пока зимой 2010-го в администрацию Михайловска не обратились 70-летние Юрий и Эдуард Фадеевы. 67 лет они искали место гибели своего отца, пока в канун юбилея Победы Министерство обороны не рассекретило архивы. Получив ответ на свой запрос, братья отправились на Урал, оставив семьи в Воронеже и Нижнем Новгороде. "Выписка из архива. И там сказано, что: "Капитан Фадеев погиб юго-восточнее станции "Михайловский завод", в 20-ти километрах". И вот после этого я написал письмо главе администрации Михайловского района, города Михайловска, с просьбой помочь найти могилу отца", - рассказала сын погибшего капитана Юрий Фадеев. Фотография Алексея Фадеева — то немногое, что осталось им на память от отца. Когда он пропал, Юрию было 5 лет, а Эдуарду 3 года. "Подробностей никаких. Самое интересное, что даже мама не знала подробностей гибели отца. Она хотела бы узнать, но ничего, никто ничего не рассказал. Даже сослуживцы почему-то. Вроде как завесой какой-то тайны накрыто всё это было. С тех пор и до настоящего времени", - говорит Эдуард Фадеев.

   В настоящем времени на поиски капитана Фадеева снарядили поисковую экспедицию, возглавил которую известный уральский путешественник-экстремал Владимир Рыкшин. Выяснилось, что в годы войны через Свердловскую область проходил воздушный коридор "АЛСИБ - Аляска-Сибирь". Через него Советский Союз получал из Америки самолеты по программе военной помощи "Ленд-лиз". Машины вылетали из города Фэрбэнкс и через всю страну проделывали путь на аэродром под Москвой, чтобы уже оттуда отправиться на фронт. Сам Алексей Фадеев был родом из Воронежа. В годы войны московский авиаполк, в котором он служил, был эвакуирован в Свердловск. "Самолеты перегонялись эстафетным методом. На трассе работали 5 воздушных линий и более 30-ти аэродромов. Каждый участок трассы был отведен постоянной команде пилотов. Закончив перегон группы истребителей, летчики отправлялись назад в транспортном "Дугласе", чтобы снова сесть за штурвал. За один день команда успевала пройти маршрут два, а то и три раза", - говорится в документальном фильме "Загадки и тайны Великой Отечественной - Ленд-лиз", снятом в 2007 году в Реже.

    Чтобы спустя почти 70 лет вновь найти место падения самолета отца, братья Фадеевы опросили десятки жителей города Михайловск. Все сказанное ими они и тщательно конспектируют, и сверяют с картой местности. Урочище Ястребок, вблизи которого произошла авария, давно заброшено, но те, кто жил там детьми, помнят рассказы свидетелей катастрофы: - Не говорили, какой там тип самолета? Истребитель? Бомбардировщик? - Он сказал истребитель. - Истребитель, да. Потому что там был пулемет. - Пулеметы они и на бомбардировщиках были. Они были и на транспортных самолетах. - Ну, по рассказам он ходил, пулемет там посмотрел. - А двигателей сколько? Не было разговоров никогда? - На счет этого не было разговоров. Поиски пропавшего 67 лет назад самолета изначально больше походили на авантюру. Добираться туда можно только на внедорожниках, да армейском трехосном ЗИЛе. Да и примерное место падения — 20 километров от Михайловска — это, если по карте и по прямой. Реальной же дороги практически нет — одно направление, изрезанное реками и ямами, на протяжении 50 километров пути. Это испытание не выдержал даже грузовик, в котором ехали участники экспедиции — сломался. Два километра до лагеря всем, включая 70-летних сыновей капитана Фадеева, пришлось идти пешком. Но усилия были вознаграждены. Об этих находках мечтали, хотя надежды почти не было. "Судя так вот, визуально, что можно сказать… Что это задняя часть, видимо, крыла, так называемый элерон, по-моему, так. От какого это самолета, это предстоит выяснить уже специалистам. Явно и ясно одно, что это самолет, на котором летел капитан Фадеев", - рассказал руководитель поисковой экспедиции Владимир Рыкшин. Ближе к ночи металлоискатель помогает отыскать еще один фрагмент крыла. И на первом, и на втором сохранились заводские номера. Что стало причиной аварии предположительно транспортного самолета "Дуглас", на котором летел капитан Фадеев, сейчас уже достоверно не установить.   За 67 лет все детали разбившейся машины были разобраны местными жителями на хозяйственные нужды.

    Но основные версии лежат на поверхности. В 2006 году о "ленд-лизовских" самолетах снят фильм "Перегон" (реж. А.Рогожкин). Там речь идет об истребителях "Аэрокобра". События происходят на Камчатке, куда с Аляски перегоняют американские машины. Сколько разбилось их, так и не долетев до Москвы, точно неизвестно. Но, по официальной статистике Минобороны, в общей сложности на трассе "Алсиб" погибли 113 советских пилотов. И один из диалогов фильма, как раз о причинах частых трагедий, ведется, словно от лица капитана Фадеева: "- Нужно как можно быстрее организовать перегон самолетов на фронт, капитан. Все прилетели? - Нет. Восемь машин еще на подходе. Товарищ первый секретарь, не разумно сразу, без проверки и устранения неполадок отправлять самолеты на перегон. - Фронт крайне нуждается в боевой технике, капитан! Я постоянно получаю телеграммы с требованием ускорить переправку!" Американские историки видят в трагедиях и еще одну причину. Как раз в дни поисков разбившегося самолета на Урале находился известный американский историк Вон Хардести, специалист по программе "ленд-лиза". "Была одна проблема. Дело в том, что советское топливо, которое использовалось для заправки этих самолетов, оно не совсем соответствовало тем параметрам, к которому эти самолеты привычны. И это создавало дополнительную проблему.

   Найденные обломки самолета я попытаюсь идентифицировать. Очень хорошо, что на них есть номера. Я их сфотографировал. Думаю, что эксперты завода, на котором в годы войны выпускались самолеты, помогут установить его тип", - пообещал Вон Хардести, доктор наук и историк авиации, сотрудник Смитсоновского института и национального музея авиации и космонавтики США, округ Колумбия, Вашингтон. На второй день поисков в Уральских лесах удалось обнаружить и могилу погибших летчиков. Ее местонахождение определили по ориентиру — старой березе. На месте захоронения устанавливают крест и памятную плиту. Сыновья капитана Фадеева привезли с собой святую для них землю, чтобы высыпать ее на могилу отца. "Там, где он служил, в Монино, на аэродроме. Потом земля с Воронежа, с двух мест: во-первых, это с военного городка в Воронеже, и вторая – ну, мы около своего роддома взяли, в котором Юра родился и я родился. И еще земля с Гороховца — с могилы матери, жены Алексея Николаевича", - рассказал Эдуард Алексеевич Фадеев. Часть земли с могилы отца они берут и с собой. "С одной стороны грустно, что так поздно это осуществилось. С другой стороны, я счастлив, что мы сумели найти с помощью людей, которые приняли самое деятельное участие", - сказал Юрий Алексеевич Фадеев.

    Историю капитана Фадеева можно считать законченной. Но поиски в Уральских лесах, вероятно, продолжатся. На сегодняшний день известны приблизительные места падения еще как минимум 4-х американских самолетов, разбившихся на этом участке авиамаршрута "АЛСИБ".

http://mihailovsk.my1.ru/forum/10-8-1

Просмотров: 2485 | Добавил: EDS | Теги: 9 мая, Михайловск, Капитан Фадеев, кобра, Алексей Фадеев | Рейтинг: 4.0/1
 Михайловск Главная   
Реклама


Погода в городе
Ну и погода в Михайловске - Поминутный прогноз погоды

Поиск

Календарь
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Друзья сайта
WOlist.ru - каталог качественных сайтов Рунета


Гость,
Copyright MyCorp © 2017